Уважаемые родители!
Речь — это
самый простой и самый сложный способ самоутверждения, потому что пользоваться
ею — серьезная наука и немалое искусство. Ребенок рассказывает о каких-то
волнующих его событиях, захлебывается словами, нервничает, размахивает руками,
а его собеседник остается либо равнодушным, либо также начинает возбуждаться,
но смысла сказанного не улавливает. Дети слушают чтение сказок, переживают в
тех местах, которые взрослый эмоционально выделяет, - но пересказать услышанное
не могут — эмоции затмевают идею сказки, интонационные аспекты не там
расставлены. Воспринятые в дошкольном возрасте организованные образцы неверного
речевого поведения становятся настолько прочными установками и стереотипами,
что преодолеть их в школе зачастую не удается.
Одной из важнейших составляющих работы
по развитию речи детей является словарная работа. Особенность развития
лексической стороны речи состоит в том, что она связана со всей образовательной
работой, обогащение словаря происходит в процессе ознакомления с окружающим и
во всех видах детской деятельности.
Однако, развивая речь детей, взрослые
не всегда используют в полной мере все имеющиеся здесь возможности для
обогащения словаря детей словами, обозначающими материальную культуру, природу,
человека, его деятельность, способы деятельности, и выражающими
эмоционально-ценностное отношение к действительности, идет простое
обговаривание увиденного. Взрослые не осознают, что речевой материал
усваивается не путем простого воспроизведения, а в условиях решения
мыслительных задач. В силу этого нарушается принцип взаимосвязи сенсорного,
умственного и речевого развития детей.
Для того чтобы избежать подобных
ошибок, необходимо чаще использовать в повседневной жизни методы
непосредственного ознакомления с окружающим и обогащения словаря
(рассматривание и обследование предметов, наблюдения, осмотры, прогулки) и
методы опосредованного ознакомления с окружающим (рассматривание картин, чтение
книг, рассматривание игрушек, загадывание загадок и т.д.). При этом большое
внимание необходимо уделять названиям предметов и явлений, их свойствам,
рассказыванию об этих свойствах в процессе игры, развитию умения сравнивать,
противопоставлять, обобщать. Большой удельный вес приобретает решение
проблемных речевых задач. Целесообразно задавать дошкольникам вопросы типа:
«Можно ли так сказать? Почему? Как сказать по- другому?».
Говоря о содержании словарной работы
необходимо особо подчеркнуть, что словарь ребенка дошкольника нуждается не
только в количественном росте, но и в качественном совершенствовании (уточнение
значений слов, семантическая точность употребления синонимов, антонимов,
многозначных слов, понимание переносных значений), в развитии образной стороны
речи.
В конечном итоге необходимо выработать у детей умение
отбирать для связного высказывания те лексические средства, которые точно
отражают замысел говорящего. Для решения этой проблемы нужно постоянно
проводить с детьми специальные игры и упражнения на подбор смысловых оттенков,
синонимов, антонимов, многозначных слов, игры на словоизменение и
словообразование.
Подбор антонимов: предложить ребенку
закончить предложение, начатое взрослым: дождик вымочет, а солнышко...
(высушит); один теряет, а другой... (находит); если что-нибудь забудешь, то
потом может быть, и... (вспомнишь).
Подбор синонимов к отдельным словам и
словам в сочетаниях. Ребенку дается задание найти синонимы к глаголам: отыскать
— найти, зябнуть — мерзнуть, шалить — баловаться и т.д.
Более сложное задание — закончить предложение, выбрав
близкое по значению прилагательное: мальчик молчаливый, а девочка... (неразговорчивая);
вчера день был теплый, а сегодня... (жаркий).
Усложнить задание можно за счет
подбора синонимов к прилагательным в словосочетаниях: искусный мастер (хороший,
умелый); отважный солдат (храбрый, смелый); верный друг (преданный).
Подбор синонимов к многозначным словам
(прилагательным и глаголам) и словам с переносным значением. Например: мальчик бежит, лошадь бежит, вода бежит, время бежит; горячая
вода, горячий привет, горячее время; жаркий день, жаркий спор (объяснить
ребенку их значение).
Эти речевые упражнения хорошо сочетать
с заданиями по подбору к многозначным глаголам и прилагательным существительных,
например: кто и что бежит, ползет, летает, растет, плывет; кто и что может быть
горячим, жарким, тяжелым, легким, крепким и т.д. Надо отметить, что эти задания
вызывают у старших дошкольников особый интерес.
Организуя речевые игры и
упражнения с детьми, взрослым необходимо стремиться к тому, чтобы они были
непродолжительными, вызывали интерес, развивали реакцию на речевую ситуацию и
формировали навыки контроля за своей и чужой речью.