вторник, 19 мая 2020 г.

Как научить ребенка говорить: Рекомендации для педагогов и родителей.

В последнее время в детские сады всё чаще поступают дети с большим отставанием в речевом развитии или вообще без речи. Поэтому, логопеду, в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, необходимо выстраивать свою работу так, чтобы учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка и индивидуальные потребности детей, с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Необходимо способствовать повышению познавательного интереса и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. В связи с этим, предлагается система коррекционно-логопедического воздействия, которая предназначена для работы с детьми раннего возраста и адресована родителям, логопедам и воспитателям. Она предусматривает поэтапное обучение ребенка, состоит из нескольких разнонаправленных групп игр, и включает в себя: развитие мышления, памяти, понимания речи; формирование предпосылок для развития активной речи. Отметим сразу: на многих этапах недостаточно работы специалиста. Очень важно, чтобы родители тоже участвовали в процессе — от их поведения будет зависеть эффект занятий.
 Сначала нужно выяснить, как ребенок играет и как взаимодействует со сверстниками и со взрослыми. Пытается говорить или «объясняется» только жестами? Общается с другими или замыкается в себе?
Если отставание в развитии речи есть, нужно определить, насколько оно серьезное. На этом этапе проводятся обследования, при этом важно заключение не только логопеда, но и других специалистов: педиатра, невролога, дефектолога, сурдолога, психолога и пр. На основании результатов обследований и рекомендаций специалистов логопед составляет план занятий.
 С каждым ребёнком необходимо наладить доверительные отношения, чтобы предупредить или преодолеть речевой негативизм, определить возможности ребёнка, подобрать те упражнения, выполнение которых помогут адаптировать детей к речевому общению. Чем раньше будет начата коррекционная работа с логопедом, тем быстрее будет компенсировано речевое недоразвитие. Чтобы ребёнок заговорил, он должен быть готов к восприятию речи, должен уметь наблюдать, сравнивать, сосредотачивать внимание, поэтому работа над развитием психологической базы речи будет ведущей на первом этапе работы. Все задания и упражнения нужно предлагать в игровой, непринуждённой форме, на первых порах действуя одновременно с ребёнком, давая ему возможность выполнить задание по образцу, копируя действия взрослого. На первом этапе работы речевой отклик ребёнка необязателен. Ребёнок участвует в диалоге со взрослым любым доступным способом: жестом, мимикой, действием. В этом случае ему интересно, его не понуждают к однообразным повторениям.
Сначала учим ребёнка запоминать и выбирать одну игрушку из нескольких предложенных в играх «Возьми, что скажу», «Дай мне». Далее в играх «Кто пришёл?», «Кто убежал?» предлагаем определить игрушку, которую добавили или убрали со стола. Для стимуляции речевой активности детей очень полезно использовать куклу-перчатку, игрушку. Опосредованно, через игрушку, участвуя в диалоге со взрослым, малыш учится отражённо повторять 2-3 облегчённых слова, звукоподражания в таких играх, как «Прятки», «Скажи, как я». Ребенка учат звукоподражанию («мяу-мяу», «гав-гав») и договариванию звуков за взрослыми. Родители используют те же приемы во время игр и прогулок. Также логопед учит ребенка говорить, не забывая, что для правильного произнесения звуков и слов малыша необходимо научить правильно дышать, а также развить у него подвижность языка, переключаемость артикуляционных движений. Для этого специалист использует дыхательные упражнения и артикуляционную гимнастику. Родители могут проводить дополнительные занятия по составленной логопедом схеме.
Начинают, как правило, с самого легкого — с повторения звуков. Примеры игр: Логопед делает вид, что ловит комара в кулак, подносит к уху ребенка и произносит «з-з-з». После этого он просит малыша тоже «поймать комарика». Затем повторяется та же игра, но уже с жуком и звуком «ж-ж-ж».
Коробочки «Звенелки» и «Жужжалки»
Вытягивая пчелку, ребенок произносит звук «з-з-з», затем слоги «за-за-за, зы-зы-зы, зу-зу-зу, зо-зо-зо»
Вытягивая вертолетик, ребенок произносит звук «ж-ж-ж», затем слоги «жа-жа-жа, жи-жи-жи, жу-жу-жу, жо-жо-жо».





Ребенку читают стихотворение про коров на лугу и просят помычать.
Логопед показывает ребенку часы и просит повторить их звук: «тик-так, тик-так».
Малышу показывают картинку с изображением ежика или игрушку и просят пофыркать, как еж: «ф-ф-ф».
Также нужно заниматься с ребенком артикуляционной гимнастикой и дыхательными упражнениями: растянуть губы в улыбке, затем сложить трубочкой и снова улыбнуться; надуть щеки, нажать на них пальцами и плавно спустить воздух; понюхать цветок, очень медленно вдыхая и выдыхая.
Сначала учат говорить и понимать простые слова: дай, мама, папа, да, нет и пр. Его знакомят с названиями бытовых предметов (кружка, ложка, тарелка) и животных (кошка, собака, лиса). Хорошее упражнение — показывать ребенку картинки в книгах или на карточках и спрашивать: «кто это?», «что это?», «что он делает?» и т.д.

Игра на маленьком фланелеграфе. Мы строим дом вместе с ребенком, раскладывая детали и называя их: дом, окно, труба, дым... Получается картина, где появляется и кот, и мышь, и птица. Детям очень нравится самим составлять картину и они даже не замечают, как во время работы, начинают оречевлять свои действия. 
Еще примеры:
Игра «Вода»

Игра «Зима» 


Игра «Огород» 



Игра «Сад»




Все игры подобраны по основным календарным темам, их можно использовать как в обогащении словарного запаса, так и в развитии грамматического строя речи (правильное употребление предлогов «на, под, в, из»). 



Для активизации понимания речи проводят специальные игры, в которых взрослый отдает команду, а ребенок выполняет. Например, когда ребенок слышит слово «дождик», он должен притвориться, что спрятался в домик, а при слове «солнышко» — начать бегать по комнате. С помощью таких игр закрепляют знание важных слов (предметы быта, названия частей тела и пр.) Например, логопед читает стихотворение, а ребенок повторяет команды: «Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп.» Также в занятия с детьми 2-3 лет пора включать упражнения на запуск простых фраз. Например, ребенок отдает команды взрослым или игрушкам, говорит, кого он видит на картинке или фотографии, помогает логопеду рассказать сказку.                                  
        Дети с I уровнем речевого развития испытывают значительные затруднения в определении общего признака для нескольких предметов, поэтому обучение надо начинать с простых игр, находя лишнюю игрушку из 3-х в игре «Что лишнее?». Зрительное восприятие и внимание у детей с общим недоразвитием речи недостаточно сформировано, дети не умеют видеть одноимённые предметы, изображённые по-разному. Нужно научить их находить предмет по его контурному изображению, тени, соотносить предмет с картинкой, узнавать предмет, игрушку по характерной детали в играх «Отгадай, что это?», «Угадай, что нарисовано?» На втором этапе работы объём материала увеличивается, задания усложняются, например, в игре «Не ошибись» дети учатся выбирать и раскладывать игрушки из разных тематических групп в определённой последовательности. В игре «Выбери такой же» учатся подбирать картинки по смыслу, выбирать предметы одинаковые по цвету, форме или величине. Возможности к обобщению становятся шире, поэтому для игры «Что лишнее» подбираются 4 картинки или игрушки. Дети учатся складывать разрезные картинки из 2-х 6-х частей, с опорой на картинку образец, а также подбирают геометрические фигуры, формы к отверстиям в коробке в играх «Почтовый ящик». Работа по развитию понимания речи на первом этапе начинается с обучения нахождения предмета, игрушки по вопросу «Где?» После многократного нахождения предмета сначала на постоянном месте, потом, закрытого платочком, после, перенесённого в другое место, ребёнок усваивает значение этого вопроса практически. В играх «Поручения», «Покажи на себе», «Где у куклы?», «Ты покажи на себе, а я на кукле», дети учатся выполнять простые инструкции по слову взрослого, сначала подкреплённому жестом, действием, а затем только по словесной просьбе. К пониманию простых обобщений подводим постепенно, используя бытовые ситуации, игру. В совместных играх с ребёнком, как бы копируя житейские ситуации, не только расширяем представления детей об окружающем, но и вводим в пассив новые слова. Полезно рассматривание иллюстраций к стихам, сказкам, сюжетных картинок с одним действием с одновременным комментарием и вовлечением ребёнка в диалог: «Покажи, кто идёт; как рычит; где сидит», не требуя словесного ответа. В совместных демонстрациях игровых действий по сказочным сюжетам, в игре «Прятки», в бытовых ситуациях, взрослый употребляет слова в разных грамматических категориях, а ребёнок практически усваивает и различает значение разных вопросов: Где? Кто? Куда? Откуда? С кем? Пассивный словарь ребёнка становится достаточным для того, чтобы начать работу над пониманием доступных грамматических категорий. Так как ребёнок ориентируется на названия действий, а словарь признаков остаётся бедным, необходимо уделить внимание работе над загадками описательного характера, используя наглядную опору. Детально рассмотрев и обследовав игрушку, предмет, опираясь не только на зрительное, но и на тактильное, вкусовое, слуховое восприятие мы привлекаем внимание ребёнка к характерным признакам предметов. Отгадывая эти загадки, ребёнок усваивает значение слов признаков. В играх «Что мне нужно?», «Подбери предмет», «Выбери картинку» ребёнок учится устанавливать причинно-следственные связи. Еще один этап логопедической работы в системе направлен на развитие активной подражательной речевой деятельности. На этом этапе, начинаем учить называть близких людей, обращаться к ним, называть по именам, подражать голосам животных, называть звуки и шумы окружающего мира, подражать звукам музыкальных инструментов. Обучаем детей пользоваться не только существительными, но и глаголами, указательными местоимениями, составлять двухсловные предложения. Опираясь на большой практический опыт работы по данной системе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи І уровня, мы делаем вывод, что поэтапное обучение неговорящего ребёнка, включающее в себя не только развитие собственно речи, но и развитие понимания обращённой речи, слухового и зрительного восприятия, мышления, памяти, формирует необходимые предпосылки для возникновения коммуникативных навыков. В процессе коррекционной работы, ребёнок начинает использовать активную речь, называя предметы окружающей действительности и действия с ними. Учится обращаться с просьбой к взрослым, отвечает на вопросы словом или простой фразой без использования жеста. Улучшается артикуляторная и мелкая моторика. Всё это приводит к повышению самооценки малыша, ребёнок становится менее капризным, улучшается его настроение, он проявляет интерес к занятиям.