В
последнее время в детские сады всё чаще поступают дети с большим отставанием в
речевом развитии или вообще без речи. Поэтому, логопеду, в соответствии с
требованиями ФГОС дошкольного образования, необходимо выстраивать свою работу
так, чтобы учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка и
индивидуальные потребности детей, с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Необходимо способствовать повышению познавательного интереса и познавательных
действий ребёнка в различных видах деятельности. В связи с этим, предлагается
система коррекционно-логопедического воздействия, которая предназначена для
работы с детьми раннего возраста и адресована родителям, логопедам и воспитателям.
Она предусматривает поэтапное обучение ребенка, состоит из нескольких
разнонаправленных групп игр, и включает в себя: развитие мышления, памяти,
понимания речи; формирование предпосылок для развития активной речи. Отметим
сразу: на многих этапах недостаточно работы специалиста. Очень важно, чтобы
родители тоже участвовали в процессе — от их поведения будет зависеть эффект
занятий.
Сначала нужно выяснить, как ребенок играет и
как взаимодействует со сверстниками и со взрослыми. Пытается говорить или
«объясняется» только жестами? Общается с другими или замыкается в себе?
Если
отставание в развитии речи есть, нужно определить, насколько оно серьезное. На
этом этапе проводятся обследования, при этом важно заключение не только
логопеда, но и других специалистов: педиатра, невролога, дефектолога,
сурдолога, психолога и пр. На основании результатов обследований и рекомендаций
специалистов логопед составляет план занятий.
С каждым ребёнком необходимо наладить
доверительные отношения, чтобы предупредить или преодолеть речевой негативизм,
определить возможности ребёнка, подобрать те упражнения, выполнение которых
помогут адаптировать детей к речевому общению. Чем раньше будет начата
коррекционная работа с логопедом, тем быстрее будет компенсировано речевое недоразвитие.
Чтобы ребёнок заговорил, он должен быть готов к восприятию речи, должен уметь
наблюдать, сравнивать, сосредотачивать внимание, поэтому работа над развитием
психологической базы речи будет ведущей на первом этапе работы. Все задания и
упражнения нужно предлагать в игровой, непринуждённой форме, на первых порах
действуя одновременно с ребёнком, давая ему возможность выполнить задание по
образцу, копируя действия взрослого. На первом этапе работы речевой отклик
ребёнка необязателен. Ребёнок участвует в диалоге со взрослым любым доступным
способом: жестом, мимикой, действием. В этом случае ему интересно, его не
понуждают к однообразным повторениям.
Сначала
учим ребёнка запоминать и выбирать одну игрушку из нескольких предложенных в
играх «Возьми, что скажу», «Дай мне». Далее в играх «Кто пришёл?», «Кто
убежал?» предлагаем определить игрушку, которую добавили или убрали со стола.
Для стимуляции речевой активности детей очень полезно использовать
куклу-перчатку, игрушку. Опосредованно, через игрушку, участвуя в диалоге со
взрослым, малыш учится отражённо повторять 2-3 облегчённых слова,
звукоподражания в таких играх, как «Прятки», «Скажи, как я». Ребенка учат
звукоподражанию («мяу-мяу», «гав-гав») и договариванию звуков за взрослыми.
Родители используют те же приемы во время игр и прогулок. Также логопед учит
ребенка говорить, не забывая, что для правильного произнесения звуков и слов
малыша необходимо научить правильно дышать, а также развить у него подвижность
языка, переключаемость артикуляционных движений. Для этого специалист
использует дыхательные упражнения и артикуляционную гимнастику. Родители могут
проводить дополнительные занятия по составленной логопедом схеме.
Начинают,
как правило, с самого легкого — с повторения звуков. Примеры игр: Логопед делает
вид, что ловит комара в кулак, подносит к уху ребенка и произносит «з-з-з».
После этого он просит малыша тоже «поймать комарика». Затем повторяется та же
игра, но уже с жуком и звуком «ж-ж-ж».
Коробочки «Звенелки» и «Жужжалки».
Вытягивая пчелку, ребенок произносит звук «з-з-з», затем слоги «за-за-за, зы-зы-зы, зу-зу-зу, зо-зо-зо».
Вытягивая вертолетик, ребенок произносит звук «ж-ж-ж», затем слоги «жа-жа-жа, жи-жи-жи, жу-жу-жу, жо-жо-жо».
Ребенку
читают стихотворение про коров на лугу и просят помычать.
Логопед
показывает ребенку часы и просит повторить их звук: «тик-так, тик-так».
Малышу
показывают картинку с изображением ежика или игрушку и просят пофыркать, как
еж: «ф-ф-ф».
Также
нужно заниматься с ребенком артикуляционной гимнастикой и дыхательными
упражнениями: растянуть губы в улыбке, затем сложить трубочкой и снова
улыбнуться; надуть щеки, нажать на них пальцами и плавно спустить воздух; понюхать
цветок, очень медленно вдыхая и выдыхая.
Сначала
учат говорить и понимать простые слова: дай, мама, папа, да, нет и пр. Его
знакомят с названиями бытовых предметов (кружка, ложка, тарелка) и животных
(кошка, собака, лиса). Хорошее упражнение — показывать ребенку картинки в
книгах или на карточках и спрашивать: «кто это?», «что это?», «что он делает?»
и т.д.
Игра на маленьком фланелеграфе. Мы строим дом вместе с ребенком, раскладывая детали и называя их: дом, окно, труба, дым... Получается картина, где появляется и кот, и мышь, и птица. Детям очень нравится самим составлять картину и они даже не замечают, как во время работы, начинают оречевлять свои действия.
Еще примеры:
Игра «Вода»
Игра «Зима»
Игра «Огород»
Игра «Сад»
Все игры подобраны по основным календарным темам, их можно использовать как в обогащении словарного запаса, так и в развитии грамматического строя речи (правильное употребление предлогов «на, под, в, из»).
Для
активизации понимания речи проводят специальные игры, в которых взрослый отдает
команду, а ребенок выполняет. Например, когда ребенок слышит слово «дождик», он
должен притвориться, что спрятался в домик, а при слове «солнышко» — начать
бегать по комнате. С помощью таких игр закрепляют знание важных слов (предметы
быта, названия частей тела и пр.) Например, логопед читает стихотворение, а
ребенок повторяет команды: «Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп.» Также в
занятия с детьми 2-3 лет пора включать упражнения на запуск простых фраз.
Например, ребенок отдает команды взрослым или игрушкам, говорит, кого он видит
на картинке или фотографии, помогает логопеду рассказать сказку.
Дети с I уровнем речевого развития испытывают
значительные затруднения в определении общего признака для нескольких
предметов, поэтому обучение надо начинать с простых игр, находя лишнюю игрушку
из 3-х в игре «Что лишнее?». Зрительное восприятие и внимание у детей с общим
недоразвитием речи недостаточно сформировано, дети не умеют видеть одноимённые
предметы, изображённые по-разному. Нужно научить их находить предмет по его
контурному изображению, тени, соотносить предмет с картинкой, узнавать предмет,
игрушку по характерной детали в играх «Отгадай, что это?», «Угадай, что
нарисовано?» На втором этапе работы объём материала увеличивается, задания
усложняются, например, в игре «Не ошибись» дети учатся выбирать и раскладывать
игрушки из разных тематических групп в определённой последовательности. В игре
«Выбери такой же» учатся подбирать картинки по смыслу, выбирать предметы
одинаковые по цвету, форме или величине. Возможности к обобщению становятся
шире, поэтому для игры «Что лишнее» подбираются 4 картинки или игрушки. Дети
учатся складывать разрезные картинки из 2-х 6-х частей, с опорой на картинку
образец, а также подбирают геометрические фигуры, формы к отверстиям в коробке
в играх «Почтовый ящик». Работа по развитию понимания речи на первом этапе
начинается с обучения нахождения предмета, игрушки по вопросу «Где?» После
многократного нахождения предмета сначала на постоянном месте, потом, закрытого
платочком, после, перенесённого в другое место, ребёнок усваивает значение
этого вопроса практически. В играх «Поручения», «Покажи на себе», «Где у
куклы?», «Ты покажи на себе, а я на кукле», дети учатся выполнять простые
инструкции по слову взрослого, сначала подкреплённому жестом, действием, а
затем только по словесной просьбе. К пониманию простых обобщений подводим
постепенно, используя бытовые ситуации, игру. В совместных играх с ребёнком,
как бы копируя житейские ситуации, не только расширяем представления детей об
окружающем, но и вводим в пассив новые слова. Полезно рассматривание
иллюстраций к стихам, сказкам, сюжетных картинок с одним действием с
одновременным комментарием и вовлечением ребёнка в диалог: «Покажи, кто идёт;
как рычит; где сидит», не требуя словесного ответа. В совместных демонстрациях
игровых действий по сказочным сюжетам, в игре «Прятки», в бытовых ситуациях,
взрослый употребляет слова в разных грамматических категориях, а ребёнок
практически усваивает и различает значение разных вопросов: Где? Кто? Куда?
Откуда? С кем? Пассивный словарь ребёнка становится достаточным для того, чтобы
начать работу над пониманием доступных грамматических категорий. Так как
ребёнок ориентируется на названия действий, а словарь признаков остаётся
бедным, необходимо уделить внимание работе над загадками описательного
характера, используя наглядную опору. Детально рассмотрев и обследовав игрушку,
предмет, опираясь не только на зрительное, но и на тактильное, вкусовое,
слуховое восприятие мы привлекаем внимание ребёнка к характерным признакам
предметов. Отгадывая эти загадки, ребёнок усваивает значение слов признаков. В
играх «Что мне нужно?», «Подбери предмет», «Выбери картинку» ребёнок учится
устанавливать причинно-следственные связи. Еще один этап логопедической работы
в системе направлен на развитие активной подражательной речевой деятельности.
На этом этапе, начинаем учить называть близких людей, обращаться к ним,
называть по именам, подражать голосам животных, называть звуки и шумы
окружающего мира, подражать звукам музыкальных инструментов. Обучаем детей
пользоваться не только существительными, но и глаголами, указательными
местоимениями, составлять двухсловные предложения. Опираясь на большой
практический опыт работы по данной системе с детьми, имеющими общее
недоразвитие речи І уровня, мы делаем вывод, что поэтапное обучение
неговорящего ребёнка, включающее в себя не только развитие собственно речи, но
и развитие понимания обращённой речи, слухового и зрительного восприятия,
мышления, памяти, формирует необходимые предпосылки для возникновения
коммуникативных навыков. В процессе коррекционной работы, ребёнок начинает
использовать активную речь, называя предметы окружающей действительности и
действия с ними. Учится обращаться с просьбой к взрослым, отвечает на вопросы
словом или простой фразой без использования жеста. Улучшается артикуляторная и
мелкая моторика. Всё это приводит к повышению самооценки малыша, ребёнок
становится менее капризным, улучшается его настроение, он проявляет интерес к
занятиям.