В
последние годы в практику всего мира все шире внедряют методы ранней
диагностики и педагогической коррекции детского церебрального паралича. Детский
церебральный паралич - тяжелое заболевание головного мозга, проявляющееся в
различных психомоторных нарушениях при ведущем двигательном дефекте.
При
дизартрии нарушения звукопроизношения, голоса, дыхания, темпа, ритма и
интонации обусловлены поражением речедвигательных механизмов центральной
нервной системы. Это проявляется в недостаточности произвольных артикуляционных
движений, в нарушении мышечного тонуса речевого аппарата, в наличии
гиперкинезов и других непроизвольных движений. Следовательно, наиболее
актуальным в коррекционно-логопедической работе является снятие спастического
напряжения мышц и уменьшение влияния непроизвольных насильственных движений,
развитие двигательных функций артикуляционного аппарата, кинестетического
контроля, развитие дыхания, голоса, интонации, что позволит сформировать
правильную речь. Полноценная самостоятельная речь, основанная на адекватных
представлениях об окружающем мире, является
одним из ведущих факторов умственного развития ребенка.
Основные направления и пути
психолого-педагогической и логопедической коррекции детей с такой патологией
уже несколько десятилетий разрабатываются и успешно применяются на практике в
различных учреждениях. Отечественные ученые: Данилова Л.А.,
Ипполитова М.В., Мастюкова
Е.М., Архипова Е.Ф. и др.,
обосновали необходимость специального обучения и воспитания детей с
церебральным параличом, начиная с первых месяцев жизни, раскрыли задачи,
содержание и методы коррекционной работы в младенческом, раннем и дошкольном
возрасте и доказали ее высокую эффективность при условии раннего начала.
Актуальным
и перспективным является проведение с первых месяцев жизни ребенка комплексной
работы логопеда совместно с неврологом и акцентирование внимания на двигательной
сфере и ее коррекции. Поэтому, проведя
анализ имеющихся в отечественной литературе подходов в диагностике и коррекции
речевых отклонений у детей с церебральным параличом, опираясь на личный
практический опыт, использую систему занятий по коррекции дизартрии,
разработанную Даниловой Л.А. и Приходько О.Г. и программы по коррекции
речевых нарушений у детей с общим недоразвитием
речи.
Будущее ребенка с ДЦП во многом зависит
не только от его потенциальных возможностей, но особенно от правильности
диагностики и использования медико-педагогической коррекции к достижению
максимальной возможности в развитии и устранении патологического развития.
Основная цель коррекционной
логопедической работы с детьми ДЦП – развитие речевого общения,
улучшение разборчивости речевого высказывания.
Для реализации этой цели необходимо:
1.Уменьшение
степени проявления двигательных эффектов речевого аппарата.
2.Развитие
речевого дыхания и голоса.
3.Нормализация
просодической системы речи.
4.Формирование
артикуляционного праксиса.
5.Развитие
фонематического восприятия и звукового анализа.
6.Развитие
двигательных возможностей пальцев рук.
7.Нормализация
лексико-грамматических навыков речи.
Для каждого ребенка необходимо составить
индивидуальную комплексную программу на ближайшее время и перспективный план
работы.
Методы логопедического воздействия:
· Дифференцированный
логопедический массаж (расслабляющий или стимулирующий)
· Зондовый
массаж
· Точечный
массаж
· Пассивная
и активная артикуляционная гимнастика
· Дыхательные
и голосовые упражнения
· Коррекция
звукопроизношения
· Развитие
фонематических процессов
· Искусственная
локальная контрастотермия