воскресенье, 30 ноября 2014 г.

Советы логопеда заботливым родителям. Дыхательная гимнастика.

Уважаемые родители!


Важным разделом логопедической работы является развитие дыхания и коррекция его нарушений. Эту работу начинают с первых месяцев жизни больного ребенка для стимуляции голосовых реакций. Во время проведения дыхательной гимнастики можно напевать тихую плавную мелодию или спокойно ласково рассказывать стихотворение ребенку. Разработка дыхания проводится в различных положениях ребенка: лежа на спине, сидя, стоя. 


Дыхательные упражнения:
1.      Ребенок лежит на спине. Путем легкого поглаживания верхнего плечевого пояса, потряхивания конечностей ребенка, достигают некоторого расслабления его скелетной мускулатуры. Захватив кисти ребенка и слегка потряхивая ими, поднимаем их вверх (вдох), затем опускаем вниз (выдох).
2.      В ритме дыхания, осторожно потряхивая ногами ребенка, их вытягивают (вдох), а сгибание их в коленях и приведение к животу усиливает выдох.
3.      Одновременно с поворотом головы ребенка в сторону родитель отводит в соответствующую сторону его руку (вдох), слегка потряхивая руку, возвращает ее в исходное положение (выдох). Это упражнение способствует выработке ритмичности движения и дыхания.
4.      Ребенок лежит на животе, руки под грудью, голова опущена. Поднимаем голову и плечи ребенка при опоре на руки (вдох), затем опускает их (выдох). Упражнение «вот наш малыш».
5.      В положении ребенка лежа кладем свои руки на грудные мышцы ребенка, прислушиваясь к ритму дыхания. В момент выдоха нажимаем на грудную клетку, как бы препятствуя вдоху.(в течении нескольких секунд). Это упражнение способствует более удлиненному выдоху и глубокому вдоху.

  Активизируя деятельность ребенка, необходимо сосредоточить его внимание на выполнении упражнения. Ребенок должен не только ощутить движение, но и услышать речевую инструкцию к нему и, увидеть его выполнение в зеркале.
       При развитии речевого дыхания проводится работа, направленная на дифференциацию носового и ротового вдоха и выдоха. Все упражнения ребенок выполняет с помощью взрослого. Для тренировки вдоха и выдоха через рот  взрослые закрывают ноздри ребенка и просят его: «Давай подышим, как собачки». При отработке вдоха через нос проводим игру: «Давай понюхаем цветочек». Для формирования произвольного направленного выдоха через рот большое значение имеют специальные игры-упражнения: выдувание мыльных пузырей, задувание свечей, сдувание пушинок, игра на дудочке, губной гармошке, «одуванчик», «чья птичка дальше улетит», «чей пароход дольше гудит». Игры подбираются дифференцированно в зависимости от возраста и характера нарушения дыхания.

                     Развитие голоса и коррекция его нарушений.
Работа над голосом всегда начинается с общего мышечного расслабления, артикуляционного массажа и артикуляционной гимнастики. При вызывании голоса большое внимание уделяется нормализации положения головы, расслаблению мышц плечевого пояса и выполняются следующие упражнения:
·         Гимнастика языка с преодолением сопротивления.
·         Открывание рта с преодолением сопротивления(логопед держит руку под челюстью ребенка)
·         Запрокидывание головы с преодолением сопротивления
·         Опускание головы с преодолением сопротивления

Для укрепления мышц небной занавески и активизации движений мягкого неба используют например такие упражнения:
·         Глотание капель воды
·         Стимуляция зевания и кашля
·         Произнесение гласного на твердой атаке
·         Произнесение слогов на твердой атаке
Особое значение имеют упражнения по развитию силы, тембра, высоты голоса. В процессе работы необходимо формировать у детей произвольное изменение силы голоса от громкого до тихого и наоборот. Для развития высоты, силы и тембра голоса большое значение имеет использование различных игр: «Эхо», «В лесу», «Ветер», чтение сказок по ролям, инсценировки сказочных сюжетов.