Уважаемые родители!
Важным разделом логопедической работы является
развитие дыхания и коррекция его нарушений. Эту работу начинают с первых
месяцев жизни больного ребенка для стимуляции голосовых реакций. Во время
проведения дыхательной гимнастики можно напевать тихую плавную мелодию или
спокойно ласково рассказывать стихотворение ребенку. Разработка дыхания
проводится в различных положениях ребенка: лежа на спине, сидя, стоя.
Дыхательные
упражнения:
1.
Ребенок
лежит на спине. Путем легкого поглаживания верхнего плечевого пояса,
потряхивания конечностей ребенка, достигают некоторого расслабления его
скелетной мускулатуры. Захватив кисти ребенка и слегка потряхивая ими, поднимаем их вверх (вдох), затем опускаем вниз (выдох).
2.
В
ритме дыхания, осторожно потряхивая ногами ребенка, их вытягивают (вдох), а
сгибание их в коленях и приведение к животу усиливает выдох.
3.
Одновременно
с поворотом головы ребенка в сторону родитель отводит в соответствующую сторону
его руку (вдох), слегка потряхивая руку, возвращает ее в исходное положение
(выдох). Это упражнение способствует выработке ритмичности движения и дыхания.
4.
Ребенок
лежит на животе, руки под грудью, голова опущена. Поднимаем голову и
плечи ребенка при опоре на руки (вдох), затем опускает их (выдох). Упражнение
«вот наш малыш».
5.
В
положении ребенка лежа кладем свои руки на грудные мышцы ребенка,
прислушиваясь к ритму дыхания. В момент выдоха нажимаем на грудную клетку, как
бы препятствуя вдоху.(в течении нескольких секунд). Это упражнение способствует
более удлиненному выдоху и глубокому вдоху.
Активизируя
деятельность ребенка, необходимо сосредоточить его внимание на выполнении
упражнения. Ребенок должен не только ощутить движение, но и услышать речевую
инструкцию к нему и, увидеть его выполнение в зеркале.
При
развитии речевого дыхания проводится работа, направленная на
дифференциацию носового и ротового вдоха и выдоха. Все упражнения ребенок
выполняет с помощью взрослого. Для тренировки вдоха и выдоха через рот взрослые закрывают ноздри ребенка и просят его: «Давай подышим, как собачки». При
отработке вдоха через нос проводим игру: «Давай понюхаем цветочек». Для
формирования произвольного направленного выдоха через рот большое значение
имеют специальные игры-упражнения: выдувание мыльных пузырей, задувание свечей,
сдувание пушинок, игра на дудочке, губной гармошке, «одуванчик», «чья птичка
дальше улетит», «чей пароход дольше гудит». Игры подбираются дифференцированно
в зависимости от возраста и характера нарушения дыхания.
Развитие голоса и коррекция его
нарушений.
Работа над голосом всегда начинается с общего
мышечного расслабления, артикуляционного массажа и артикуляционной гимнастики.
При вызывании голоса большое внимание уделяется нормализации положения головы,
расслаблению мышц плечевого пояса и выполняются следующие упражнения:
·
Гимнастика
языка с преодолением сопротивления.
·
Открывание
рта с преодолением сопротивления(логопед держит руку под челюстью ребенка)
·
Запрокидывание
головы с преодолением сопротивления
·
Опускание
головы с преодолением сопротивления
Для укрепления мышц небной занавески и активизации
движений мягкого неба используют например такие упражнения:
·
Глотание
капель воды
·
Стимуляция
зевания и кашля
·
Произнесение
гласного на твердой атаке
·
Произнесение
слогов на твердой атаке
Особое
значение имеют упражнения по развитию силы, тембра, высоты голоса. В процессе
работы необходимо формировать у детей произвольное изменение силы голоса от
громкого до тихого и наоборот. Для развития высоты, силы и тембра голоса
большое значение имеет использование различных игр: «Эхо», «В лесу», «Ветер»,
чтение сказок по ролям, инсценировки сказочных сюжетов.