Формирование фонематического слуха через игру.
Сейчас, когда были приняты новые Федеральные государственные стандарты дошкольного образования,
направленные на формирование общей культуры, развитие интеллектуальных
и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих
социальную успешность. Для успешной реализации этих требований мы должны
обеспечить разностороннее развитие ребёнка с учётом его возраста и индивидуальных
особенностей, а для достижения этих целей надо сформировать умение красиво
и правильно говорить.
Но все мы знаем, что:
- несформированность фонематического слуха негативно влияет на формирование звукопроизношения;
- такие дети часто искажают в речи те звуки, которые умеют произносить правильно;
- для них также характерны нарушения звуковой и слоговой структур слова (пропуск, вставка, перестановка, повторение звуков и слогов);
- несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений.
Всё это может привести к нарушению коммуникативной и учебной деятельности ребёнка.
Поэтому проблема формирования фонематического слуха у детей стала одной из актуальнейших в современной логопедии. На важность и необходимость своевременного формирования слухового внимания и фонематического слуха у детей с речевой патологией указывали многие исследователи: В.И.Бельтюков, Г.И.Жаренкова, Г.А.Каше, В.А. Ковшиков, Р.И.Лалаева, Р.Е.Левина, Н.А.Никашина, А.Д.Салахова, Л.Ф.Спирова, Т.Б.Филичева, М.Е.Хватцев, Г.В.Чиркина и др.
Но все мы знаем, что:
- несформированность фонематического слуха негативно влияет на формирование звукопроизношения;
- такие дети часто искажают в речи те звуки, которые умеют произносить правильно;
- для них также характерны нарушения звуковой и слоговой структур слова (пропуск, вставка, перестановка, повторение звуков и слогов);
- несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений.
Всё это может привести к нарушению коммуникативной и учебной деятельности ребёнка.
Поэтому проблема формирования фонематического слуха у детей стала одной из актуальнейших в современной логопедии. На важность и необходимость своевременного формирования слухового внимания и фонематического слуха у детей с речевой патологией указывали многие исследователи: В.И.Бельтюков, Г.И.Жаренкова, Г.А.Каше, В.А. Ковшиков, Р.И.Лалаева, Р.Е.Левина, Н.А.Никашина, А.Д.Салахова, Л.Ф.Спирова, Т.Б.Филичева, М.Е.Хватцев, Г.В.Чиркина и др.
Установлено, что для усвоения фонетической стороны языка необходимо не
только наличие у детей сохранного слуха и достаточно подготовленного артикуляционного
аппарата, но и умение хорошо слушать, слышать и различать правильное и
неправильное произношение звуков в чужой и собственной речи, а также контролировать
собственное произношение.
Развитый фонематический слух ребенка является непременным условием успешного обучения грамоте. Поэтому ранняя диагностика сформированности фонематических процессов является необходимой для своевременного преодоления его недоразвития.
Развитый фонематический слух ребенка является непременным условием успешного обучения грамоте. Поэтому ранняя диагностика сформированности фонематических процессов является необходимой для своевременного преодоления его недоразвития.
Цель моей работы: создание и обеспечение необходимых условий для развития
фонематического слуха; определить методы и приемы по развитию фонематического
слуха в процессе формирования правильного звукопроизношения.
Цель реализуется через решение конкретных задач:
1. изучить состояние проблемы развития фонематического слуха в современной
логопедии;
2. Обследовать фонематического слух у детей дошкольного возраста;
3. Изучить особенности использования специальных упражнений для формирования
фонематического слуха;
4. Выявить эффективные способы использования упражнений для формирования
фонематического слуха.
5. повысить компетентность педагогов и родителей в вопросе (развития
фонематического слуха)
Развитие фонематического слуха начинается с самых первых этапов логопедической
работы и входит составной частью во многие методы коррекционного воздействия.
Игры и упражнения для развития фонематического слуха у детей можно проводить
на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях. В своей работе
использую следующие игры и упражнения: «Красный – белый», «Поймай рыбку»,
«Кто больше слов придумывает», «Кто внимательнее», «Отстукивание слогов»,
«Угадай слово», «Слова – перевертыши» и т.д.
Предлагаю систему упражнений для развития фонематического слуха.
Первый этап - узнавание неречевых звуков.
Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития
фонематического слуха.
Игра "Угадай, что звучало". Внимательно послушайте с ребенком
шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки.
Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что это звучало.
Игра "Шумящие мешочки". Вместе с малышом насыпьте в мешочки
или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по
звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.
Игра "Волшебная палочка". Взяв карандаш или палку любого назначения,
постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать
вазу, стол, стену, миску…
Потом усложните задание - ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой
предмет зазвучал.
Игра "Жмурки". Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону
звенящего колокольчика, бубна, свистка.
Игра "Похлопаем". Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков.
Например, два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном
варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.
Второй этап- различение звуков речи по тембру, силе и высоте.
Игра "Узнай свой голос". Запишите на кассету голоса близких
людей и голос самого ребенка. Попросите его угадать, кто говорит.
Игра "Громко-тихо". Договоритесь, что ребенок будет выполнять
определенные действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо.
Есть похожий вариант игры "Далеко-близко". Вы говорите слово
громко, ребенок отвечает - близко. Говорите слово тихо, ребенок отвечает
- далеко.
Игра "Три медведя". Ребенок отгадывает, за кого из персонажей
сказки говорит взрослый. Более сложный вариант: ребенок сам говорит за
трех медведей, изменяя высоту голоса.
Третий этап - различение сходных по звучанию слов.
Игра "Слушай и выбирай". Перед ребенком картинки со сходными
по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а
ребенок поднимает соответствующую картинку.
Игра "Верно-неверно". Взрослый показывает ребенку картинку
и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота,
порота, хорота). Задача ребенка - хлопнуть в ладоши, когда он услышит
правильный вариант произношения.
Четвертый этап - различение слогов.
Игра "Похлопаем". Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие
и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно
с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая
слоги. Более сложный вариант: предложить ребенку самостоятельно отхлопать
количество слогов в слове.
Игра "Что лишнее?". Взрослый произносит ряды слогов "па-па-па-ба-па",
"фа-фа-ва-фа-фа"… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний
(другой) слог.
Пятый этап - различение звуков.
Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарик
говорит - зззз, ветер дует - сссс, жук жужжит - жжжж, тигр рычит - рррр…
Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто (что) его издает.
Игра "Похлопаем". Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок
хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.
Наблюдая за деятельностью детей обращала внимание на следующие показатели:
- умение детей слышать ошибки в чужой, собственной речи и исправлять
их;
- умение различать звуки в словах, слогах и в рядах звуков;
- отработать навык различение на слух фонем по акустическим особенностям(
в первую очередь глухих – звонких, свистящих – шипящих, твердых – мягких
и т.п.);
- формирование полноценной звуковой стороны речи (воспитание артикуляционных
навыков, правильного звукопроизношения, воспроизведения слоговой структуры)
Таким образом, для того чтобы результат работы по формированию фонематического
слуха был успешным, необходимо, чтобы коррекционная работа носила не эпизодический,
а системный, комплексный характер.
Приложение
Игры на развитие фонематического слуха
Красный-белый
Цель: нахождение звука в словах, воспринятых на слух.
Оборудование: по два кружка на каждого ребенка (красный
и белый).
Описание игры: педагог предлагает детям внимательно вслушиваться и определять,
в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети
должны поднять красный кружок, если нет – поднимают синий.
Поймай рыбку
Цель: нахождение звуков в названиях предметов по картинке.
Оборудование: металлические скрепки, небольшие предметные картинки (изображенный
предмет вырезан контуру), коробка и удочка с магнитом из игры «Поймай
рыбку». Скрепки прикрепляются к предметным картинкам.
Описание игры: дети по очереди вылавливает удочкой различные предметы.
Называют их. Определяют наличие ли отсутствие в названии необходимого
звука (например, р), его место в слове (в начале, в середине или конце
слова). За правильный ответ ребенок получает очко. Выигрывает тот, кто
наберет больше очков.
Кто больше слов придумывает
Цель: активизация словаря, автоматизация разных звуков.
Оборудование: мяч, фанты.
Описание игры: педагог называет какой-нибудь звук и просит детей придумать
слова, в которых встречается этот звук. Затем дети образую круг. Один
из играющих бросает кому-нибудь мяч. Поймавший мяч должен сказать слово
с условленным звуком. Он получает фант. Тот, кто не придумал слово или
повторяет уже сказано кем-либо, Фанта не получает. Победитель определяется
по количеству набранных фантов.
Кто внимательнее
Цель: активизация словаря, автоматизация разных звуков.
Оборудование: картинки на определенный звук.
Описание игры: дети сидят за столами. Педагог говорит: «сейчас я покажу
картинки и назову их, а вы послушайте и отгадайте, какой звук встречается
во всех произнесенный мною словах. Кто угадает, тот поднимает руку». Затем
педагог показывает и называет картинки, которые начинаются, например,
со звука с: санки, сумка, стакан, слон, скамейка. Дети говорят: "с".
Педагог: «Правильно, все эти слова начинаются на со звука с». Дети вспоминают
и называют их. А потом они сами должны придумать слова с этим звуком.
Игру можно усложнить.
Будь внимателен
Цель: активизация словаря, автоматизация разных звуков.
Оборудование: различные игрушки и предметы: слон, кукла,
мишка, лиса, куриц, автобус.
Описание игры: Обращаясь к детям, Педагог говорит: «Я буду называть игрушки.
Как только вы услышите первое слово, в котором есть, например, звук с,
вы должны поднять руку». Затем он вызывает ребенка и называет ему предметы,
а остальные дети следят, правильно ли он выполняет задание, и если нет,
то поправляют его. Для игры берутся предметы, в названии которых звук
с встречается в начале, в середине и в конце слова. Если ребенок ошибается,
то он должен сам придумать слово со звуком с. В процессе игры педагог
меняет порядок называния предметов, чтобы дети не пользовались механическим
запоминанием слов (аналогичную игру можно повторить и с другими звуками).
Отстукивание слогов
Цель: обучение слоговому анализу слов
Оборудование: барабан, бубен.
Описание игры: Дети садятся в ряд. Педагог объясняет, что каждому ребенку
будет дано слово, которое должен отстучать или отхлопать. Произносит отчетливо
громко слово, например колесо. Вызванный ребенок должен отстучать столько
раз, сколько слогов в данном слове. Ведущий дает детям разные по количеству
слогов слова. Победителями будут те, кто не сделал ни одной ошибки.
Угадай слово
Цель: составление слов с определенным количеством слогов
Описание игры: дети сидят за столом. Педагог говорит: «Сейчас мы с вами
будем угадывать слова. Я вам не назову их, а только передам по телеграфу
– отстучу, а вы должны подумать и сказать, какие это могут быть слова».
Если же дети затрудняются назвать слово, педагог снова отстукивает слово
и произносит его первый слог. Игра повторяется, но теперь педагог называет
одного ребенка. Вызванный должен угадать слово, которое ему отстучат,
назвать его и отстучать. Когда дети усвоят игру, ведущим можно выбрать
кого-нибудь из детей.
Слова-перевертыши
Цель: активизация словаря, обучение слоговому анализу
слова
Описание игры: один ребенок выходит из комнаты, а остальные дети загадывают
короткое слово, зовут водящего и говорят ему, например лок (кол), мод
(дом), зако (коза), сако (коса) и др. Водящий должен отгадать загаданное
слово. Педагог следит, чтобы загадывались доступные для играющих слова
и при перевертывании не допускалось ошибок.
Можно предложить детям и другие варианты: загадывать одному, а разгадывать
всей группе; кто первый отгадает, тот и начинает загадывать.